Железный Майк ([info]iron_m) wrote,
@ 2008-05-17 12:07:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Несколько слов о Петербурге

Петербургский «Зенит» выиграл футбольный Кубок УЕФА через несколько дней после того, как руководитель спонсора и фактического владельца команды «Газпрома» Дмитрий Медведев пересел в кресло президента России. В эти же дни экс-президент «Зенита» Виталий Мутко, лоббировавший интересы клуба и будучи руководителем всего российского футбола, стал министром спорта. Петербург счастлив.

Футбольная Европа недоумевает. Если бы Кубку УЕФА в ней придавалось большее значение, можно было бы сказать, что она в трауре. Так низко этот трофей еще не падал. Что ему делать на краю цивилизованного мира, среди автохтонных болот и ворованной архитектуры, в бывшей столице общеевропейского околоточного? Северная Пальмира, Северная Венеция, восьмое чудо света, град Петра… что же такого магического в этом городе, что в 1941-м году писатель Чуковский-старший уверял, что культурные гитлеровцы не посмеют его бомбить? Разве что ядовитые болотные испарения могли так затуманить горячую одесскую головушку…


Сейчас не очень модно вспоминать, что эта земля до рубежа XVII-XVIII веков никогда толком не была русской — просто время от времени русские, равно как и шведы, строили на ничейной земле небольшие крепости и засылали туда скромные гарнизоны. Порой бывали в этой финской лесотундре небольшие баталии, в серьезные войны, впрочем, не перераставшие. Одержимый милитаризмом царь Петр геройски прогнал из Нотебурга шведский гарнизон и в закрепление своих успехов решил выстроить на берегу еще одну крепость. Шведы, вопреки легенде, особо не возражали — их гораздо больше интересовала собственная экспансия на юг, через несколько лет плачевно окончившаяся под Полтавой.

Пишут, будто бы на строительстве Петербурга очень неплохо платили. Что правда, то правда: русские мастеровые высокого класса переманивались со всех уголков страны звонкой монетой. А всю черную работу, разумеется, выполняли жители захваченных территорий. Военнопленные, так сказать. Так что эта организация труда не Гитлером и Сталиным придумана, разве что Иосифу и мастеровые свои не потребовались. А финские кости — не арабские, еврейские или германские, на них можно было строить что угодно, никто не заступится.

Я бы не и верил в какую-то особую ауру городов, но Петербург-Петроград-Ленинград стоит страшным подтверждением губительности насилия над природой и людьми. Идея крепости-порта вскоре уступила место гораздо более амбициозному проекту столицы нового, Петрового государства. Город был демонстративно спланирован максимально непригодным для жизни: в низменных, ветреных местностях весь мир строит максимально защищенные от непогоды селения. Не то Петр! Восхитительно прямые прошпекты, по которым стремительный ветер разносит сырость и чахотку. Низкие набережные, которые то и дело заливает студеная невская вода. Италийские строения с огромными окнами вместо теплых северных жилищ заранее закладывают в будущую смету будущих коммунальных служб города повышенные расходы на обогрев — золотое дно для нового хозяина города, «Газпрома», подлинного преемника Петра!

Никто не считал, сколько членов семей насильно пригнанных из древней Москвы чиновников утонуло при наводнениях, задохнулось в чахотке, сошло с ума под свинцовым балтийским небом. Книги Гоголя и Достоевского — великолепный обвинительный акт творению Петра, этому мертворожденному монстру.

Обратим внимание — даже военная слава России, на которую, за неимением другой, принято обращать особое внимание, всегда была связана с Москвой. И поразительный героизм блокадного Ленинграда лишь подчеркивает эту разницу: в 1812 году бескровно сдали Москву, чтобы сберечь людей, в 1941-44-м цеплялись за кусок земли из политических соображений, положив на алтарь реляций о героизме миллионы солдат и мирных жителей. Очередное торжество великой идеи Петра Виссарионовича над гуманизмом и здравым смыслом.

Проведший много лет в Петербурге Ленин не мог не видеть всей нелепости этой столицы на краю света. Да, перевод органов государственного управления в Москву был вызван сиюминутными военными соображениями, интервенцией, но трудно сомневаться, что без этого шага большевикам не удалось бы удержать свою власть. Во время их семидесятилетнего правления бывшая столица империи, а теперь «столица советской провинции» стала особенно страшным местом. Именно отсюда пошли волны сталинских репрессий. Именно здесь был самый тяжелый воздух: «Если в Москве человека не добивали, в Ленинграде эту ошибку с удовольствием исправляли», — вспоминают диссиденты. Именно здесь растили лучшие кадры для советского гестапо КГБ, и именно эти кадры сейчас управляют независимой демократической Россией.

«В Кремле не надо жить, Преображенец прав» — писала дама с Дерибасовской, всю жизнь косившая под петербурженку. Именно таких людей притягивает к себе Петербург — старающихся казаться больше, чем они есть. Петровско-сталинский город притягивает к себе ложь, фальшь, пустую видимость. Здесь важнее казаться, чем быть. Гранитный мираж, мраморный пузырь, город заходящего солнца. В стылой воде Финского залива каждый день исчезают все надежды заброшенных в эти болота несчастных на нормальную жизнь, на крепкое здоровье.

Но если все свои мерзости в социалистическое время город на Неве может свалить на центральную власть, то после горбачевской перестройки граждане приобрели право голоса. И столицы сделали свой выбор добровольно. Москва доверилась обаятельному мафиози Лужкову, который, не забывая обогащать свое ближайшее окружение, буквально преобразил город, приспособил его к новым условиям, сделал Москву мечтой всех жителей России и СНГ. Ленинград отдал свой голос лощеному (скорее — лоснящемуся) интеллигенту Собчаку, слабому политику и никакому экономисту, в своих попытках сделать Ленинград-Петербург культурной столицей проглядевший собственную дочь, ныне являющуюся живым олицетворением Петербурга в Москве. Разочаровавшись в Собчаке, Питер обратился к некоему Владимиру Яковлеву, о котором сейчас даже дважды голосовавшие за него патриоты родного города не смогут сказать ни хорошего, ни плохого. На Яковлеве, собственно, недолгая политическая независимость Болотограда и закончилась: Валентина Матвиенко, хоть и «всенародно избранная», была и остается прямым ставленником центра.

Вы не задумывались, почему сплошь питерское руководство страны и слышать не хочет о переносе столицы на родину Путина? Почему даже номинальный переезд Конституционного суда вызвал жуткую истерику у его, простите, членов, хотя пробок в Питере меньше, воздух морской, а условия предлагались поистине царские? Просто сравните три русские столицы. Величавый, просторный, утопающий в зелени веселый Киев, зажатую в тиски МКАД, стремительно растущую вверх суетливую Москву и приземистый, бесцветный, одержимый комплексом неполноценности Петербург. Никому находящемуся в здравом уме не придет в голову променять одну из древних столиц на петровский новодел, вотчину «Зенита». «Нельзя в болотах жить, симбирец лысый прав» — вряд ли от такого перефразирования строка дерибасовской царскоселки станет хуже. Хуже торжества Петербурга не может быть ничего. Разве что культурные гитлеровцы.




(Post a new comment)

Несколько слов о Петербурге
(Anonymous)
2008-05-17 08:55 am UTC (link)
Железный Майк, обязательно сходите к врачу. У вас проблемы с селезенкой. Желчь может в голову ударить.

(Reply to this) (Thread)

Re: Несколько слов о Петербурге
[info]iron_m
2008-05-17 09:09 am UTC (link)
У нашего малолетнего анонима питерский IP 213.158.4.94, отсюда и злоба.

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2008-05-17 09:07 am UTC (link)
Кто написал э
ту сатью это полныл дебил, я не петербуржец и даже не росиянет но отпоочитанного просто в шоке он это от зависьти или это ПРИДУРок ?

(Reply to this) (Thread)


[info]iron_m
2008-05-17 09:40 am UTC (link)
Ну в общем да, не россиянин, это заметно. Но пишете из Питера, уважаемый 89.223.24.65 :)

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2008-05-17 09:23 am UTC (link)
Все нормально, вот только Ленин у нас почти не жил)))

(Reply to this) (Thread)


[info]iron_m
2008-05-17 09:41 am UTC (link)
Да, согласен, насчет "многих лет" надо было уточнить - "с хроническими перерывами на ссылки и эмиграции" :)

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2008-05-17 09:47 am UTC (link)
убейся об стену, ты редкостный придурок )))))))))))))))))))))))

(Reply to this) (Thread)


[info]iron_m
2008-05-17 09:50 am UTC (link)
Перепутали, милейший 85.249.11.142. Уровень Вашей аргументации позволяет предположить, что придурком являетесь именно Вы. Был бы рад ошибиться.

(Reply to this) (Parent)


[info]ofspaces
2008-05-17 10:01 am UTC (link)
Пешы исчо! :)

(Reply to this) (Thread)


[info]iron_m
2008-05-17 10:06 am UTC (link)
Непременно. Следующий материал, боюсь, будет о психическом здоровье жителей Петербурга :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ofspaces
2008-05-17 03:47 pm UTC (link)
Ждем с нетерпением. Ваши жытели. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]kein_angel
2008-05-17 10:05 am UTC (link)
аа. много такого уже понаписано, а я все равно буду ТАМ душой. тело пока еще "в тисках МКАДа", да ))

хотя не была до сих пор в "веселом" Киеве.

но в тисках ощущение все равно хуже, чем на низких набережных с плеском студеных невских вод )

(Reply to this) (Thread)


[info]iron_m
2008-05-17 10:08 am UTC (link)
Вот не верю я, девушка, что Ваше тело так уж в тисках МКАДа. Скорее только стремится туда попасть :)

(Reply to this) (Parent)

Несколько слов о Петербурге
(Anonymous)
2008-05-17 10:33 am UTC (link)
Приношу автору извинения от всего Питера за кубок взятый ЗЕНИТОМ,а не Спартаком !
Не стоит так сильно переживать свое поражение...
А про отношение к Питеру - "..ах моська , знать она сильна..." не стоит ей уподобляться,смешно ейбогу.

(Reply to this) (Thread)

Re: Несколько слов о Петербурге
[info]iron_m
2008-05-17 10:52 am UTC (link)
1. Мне что "Зенит", что "Спартак", что сборная по ногомячу - одинаково неинтересны. Так что промахнулись, уважаемый.
2. Я коренной москвич, так что мне, в общем, Питер только в микроскоп виден :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Несколько слов о Петербурге
(Anonymous)
2008-05-17 11:10 am UTC (link)
Именно этим все и объясняется,господин "премудрый пескарь".
Пожалуй стоит увидеть живыми глазами объект на который изливаете желчь.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Несколько слов о Петербурге
[info]iron_m
2008-05-17 11:37 am UTC (link)
Пока что ни одного внятного аргумента я не увидел. Впрочем, у меня и нет иллюзий относительно жителей Петербурга (где я бывал многократно), в том числе с таким прозрачным IP, как 78.155.216.15.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Несколько слов о Петербурге
(Anonymous)
2008-05-17 12:03 pm UTC (link)
Аргумента на что?! На то,что Вы не в состоянии отличить злобу от сочувствия? Бедняга,Вас действительно жаль...
А Ваша паранойя с IP? Вам будет легче если я напишу с Экваториальной Гвинеи?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Несколько слов о Петербурге
[info]iron_m
2008-05-17 12:08 pm UTC (link)
Никакой паранойи. Просто указываю, иллюстрируя, что все злобные отклики идут из одной географической точки :) Откуда им и полагается идти.
В Питере полно замечательных людей, хотя не уверен, что Вы к ним относитесь. Я пишу в первую очередь о мрачном, человеконенавистническом духе этого города. И безо всякой злобы сочувствую его народонаселению)))))

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Несколько слов о Петербурге
(Anonymous)
2008-05-17 12:42 pm UTC (link)
Повторюсь: Жаль человека не отличающего злобу от сочувствия,и поверьте было бы по крайней мере удивительно,если за разоренный муровейник Вас кусали пчелы :)
Я знаю питерцев которые так-же патологически ненавидят Москву и москвичей. У Вас с ними очень много общего.А "народонаселение" МОЕГО города жило и проживет без Вашего счувствия,тем более такого теплого.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Несколько слов о Петербурге
[info]iron_m
2008-05-17 12:52 pm UTC (link)
Нет, глупость не лечится :( Только что написал, что ничего не имею против питерцев, а Вы мне - "которые так же патологически ненавидят Москву и москвичей". Почему вместо того, чтобы попытаться опровергнуть мои слова, Вы так блестяще их подтверждаете? Если не возражаете, я включу наш с Вами диалог в публикацию статьи.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Несколько слов о Петербурге
(Anonymous)
2008-05-17 01:23 pm UTC (link)
Не возражаю. В моем предыдущем комментарии акцент стоит на слове ПАТОЛОГИЧЕСКИ. И простите,какие именно слова я подтверждаю? То что Вы ничего не имеете против питерцев? Или опровергаю то,что каждая Ваша фраза и комментарий сочится ядом?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Несколько слов о Петербурге
[info]iron_m
2008-05-17 02:12 pm UTC (link)
Ядом лечат. Тех, кто хочет лечиться :)

(Reply to this) (Parent)

Re: Несколько слов о Петербурге
[info]i_dont_like
2008-05-17 01:28 pm UTC (link)
Браво, браво и еще раз браво!
Логика, аргументация, стиль, а главное - внятная, четко выраженная идея.
Полностью поддерживаю Вас, Железный Майк, я тоже не люблю этот странный город, о чем неоднократно писал в своем блоге.
А на туповато-добреньких анонимов с восточным акцентом не обращайте внимания. Им и сказать-то нечего, заметьте, ни одного аргумента. Научили их писать на свою голову...

(Reply to this) (Thread)

Re: Несколько слов о Петербурге
(Anonymous)
2008-05-17 01:42 pm UTC (link)
Зря Вы так. Эти "туповато-добренькие анонимоы с восточным акцентом" писают на голову не только вам, а всему миру. Так-что будте довольны,что пока только этим и ограничиваются.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Несколько слов о Петербурге
[info]iron_m
2008-05-17 02:21 pm UTC (link)
Справка: Это малограмотное анонимное чудо с изысканным юмором петербургских третьеклассников - тот же оригинал, что и веткой выше, 78.155.216.15. — Прим. ред.

(Reply to this) (Parent)

Re: Несколько слов о Петербурге
[info]iron_m
2008-05-17 02:12 pm UTC (link)
Спасибо. А я и не обращаю. Просто отвечаю, т.к. этого требуют законы гостеприимства.

(Reply to this) (Parent)


[info]ashy_blondy
2008-05-20 11:29 am UTC (link)
а вот интересно, откуда набежало столько анонимов? Тебя где-то пиарят? ;)

(Reply to this) (Thread)


[info]iron_m
2008-05-21 04:06 am UTC (link)
Ага, причем набежали мгновенно после публикации :) Питер не дремлет, мы все под колпаком. Вот еще забавно - как только ТБ прочла сей тексток, ей тут же пришлось выпускать анекдот:
- Здравствуйте, с вами говорят из Санкт-Петербурга.
- А чего сразу угрожать-то?

(Reply to this) (Parent)


[info]x_treme_sport
2008-07-09 10:50 am UTC (link)
Мне кажется, Вы как-то преувеличиваете. И насчет ауры города неправы. Приезжайте в Новосибисрк в ноябре!

(Reply to this) (Thread)


[info]iron_m
2008-07-10 06:05 pm UTC (link)
1. Преувеличиваю.
2. Буду считать, что прав, пока не увижу вменяемой контраргументации.
3. Что входит в приглашение?

(Reply to this) (Parent)


[info]alex777kuluar
2009-04-16 04:41 pm UTC (link)
Да ты дурачок))Столицы 2 по распределению функций и такой ущерб как ты ничего не поменяет.Тебе женщины не дают признайся?)Или бьют часто?)

(Reply to this) (Thread)


[info]iron_m
2009-04-16 08:02 pm UTC (link)
О, еще один))) Я думал, все идиоты отхлынули) Ну привет, чего хотел, опущенец?

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…